Анатомия саспенса
Альберт Хичкок, давая определение саспенсу, называл его не простой неожиданностью, а шоком. Коронный номер автора – не нейтральная сцена перед кульминационным моментом, а тонкий расчет, развитие событий постепенно, фиксация внимания максимально. Например, простой взрыв бомбы неожиданно – это 10 секунд зрительского удивления. А когда кто-то из героев знает о ее существовании – это уже минут 15 качественного саспенса. Фильмы Хичкока заставляют переживать за экранных персонажей по-настоящему, в реальности. Отличный пример саспенса со взрывом можно увидеть в «Саботаже».
Там внимание зрителя приковано к мальчику, курьеру опасного груза – свертка с бомбой. Расчет строился на том, чтобы ребенок не пострадал. Но он, не зная о важности точного времени доставки, попадает в различные ситуации, затягивающие на шее петлю. Зритель прикован к экрану, каждая минута на счету, ожидание максимально волнительно. Но это ранний фильм автора. Сегодня критики считают, что в нем недоставало чувства меры.
Хичкок определял первый принцип саспенса как демонстрацию зрителю возможного плохого в конкретный момент времени и оттягивания разрешения ситуации. Эмоционально напряжение, фиксация внимания гарантированы. Второй принцип саспенса автор определял степенью осведомленности публики о происходящем на экране. В этом отличие феномена от тайны, например, в детективе. Там нет саспенса, присутствует только загадка. Это любопытство без сильной эмоциональной окраски. Саспенс же вызывает бурю эмоций.