Из жизни Хичкока
"Наконец-то я познакомился с Хичкоком. Он кажется довольно милым, но не из тех, кого можно долго терпеть в качестве спутника", - так сформулировал свое впечатление от знакомства с Хичкоком американский продюсер Дэвид Селзник, по приглашению которого режиссер в 1938 году первый раз приехал в США. Почему? Хичкок был сложным человеком. За маской остроумного, веселого толстяка скрывалась личность, полная комплексов, страха и других человеческих недостатков.
На формирование характера Хичкока большое влияние оказал отец. Известен случай, когда провинившегося в чем-то пятилетнего Альфреда отец отправил с запиской в полицейский участок. Полицейский - знакомый отца - прочитал ее и молча отвел мальчика в камеру, где запер на десять минут. После освобождения он сказал: “Вот как мы поступаем с непослушными мальчиками.” Эти минуты, проведенные в камере, в жутком страхе, непонимании причины своего заточения, оставили след в душе ребенка. Уже будучи взрослым, он панически боялся полицейских, а одной из любимых тем его фильмов стало преследование невиновного человека. Отец Хичкока, рьяный католик, по воспоминаниям Хичкока, был неуравновешенным человеком, и, видимо, его методы воспитания (как например этот случай в полицейском участке) во многом определили характер Альфреда и в какой-то степени его судьбу. "...я был примерным ребенком. На всех семейных торжествах я смирно сидел где-нибудь в уголке и не раскрывал рта. Смотрел оттуда и многое подмечал. Я всегда таким был и таким остаюсь." - вспоминал Хичкок.
Последующие годы, проведенные в иезуитском колледже, также позволили будущему Мастеру саспенса познать страх сполна. Монахи практиковали наказние резиновыми палками за любые проступки. “И проделывалось все это не как-нибудь, а с толком, в виде исполнения приговора. Провинившегося направляли после уроков к отцу-настоятелю. Он со зловещим видом заносил имя в журнал, там же он отмечал меру наказания и надо было целый день ожидать исполнения приговора”, - вспоминал позже Хичкок. Тогда он понял, что ожидание страха страшнее самого страха. И прием оттягивания важного, страшного события станет в дальнейшем одним из главных принципов создания саспенса.
Тогда же, в иезуитском колледже, проявилась другая черта Хичкока - его нелюдимость. Может быть, это было связано с его комплекцией - он был очень толстым мальчиком. По воспоминаниям профессора Хью Грея, однокашника Хичкока по иезуитскому колледжу, на школьном дворе он всегда держался особняком, стоял, прислонившись к стене, уже тогда сложив руки на животе и с выражением высокомерного презрения на лице наблюдая играющих в мяч сотоварищей.
Известный биограф Дональд Спото (Donald Spoto) после смерти режиссера написал книгу Темная сторона гения: Жизнь Альфреда Хичкока (The Dark Side of Genius: The Life of Alfred Hitchcock), в которой показал Хичкока как жестокого, невеликодушного, трусливого человека, не способного поблагодарить или похвалить, переполненного ненавистью и страхом. У него не было друзей, он делал экстравагантные подарки важным и властным людям, а у тех, кто был беднее и проще его, мог взять взаймы и не вернуть долг. Почти все, кто сотрудничал с ним, отмечали в нем садистские черты. Он был известен в мире кинематографа своими жестокими шутками. Еще когда он был молодым, но уже известным режиссером немых фильмов в Лондоне, он заключил пари с реквизитором на его недельный заработок, что тот не сможет провести ночь в студии, будучи прикованным к камере. Хичкок проявил великодушие - дал ему бренди, чтобы было не так страшно. Правда не предупредил, что подмешал в него сильное рвотное средство...
Злую шутку он сыграл с Мадлен Кэрролл и Робертом Донатом во время съемок фильма "39 ступеней". Утром в первый съемочный день он объявил, что съемки начнутся со сцены, когда герои, прикованные друг к другу наручниками, бегут по мосту. По окончании съемки он сказал, что потерял ключ, и актеры, до этого никогда не видевшие друг друга, целый день провели "вместе" в наручниках.
Источник: lichnosti.net