История фильмов ужасов
Фильм ужасов является одним из жанров художественного фильма.
В настоящее время выделяют следующие разновидности фильмов ужасов, так называемые, поджанры:
- фильмы ужасов об оборотнях;
- фильмы ужасов о людоедах;
- слэшер. В таких фильмах сюжет построен вокруг убийцы-психопате, который преследует, а затем, убивает сразу несколько жертв, зачастую, подростков;
- фильмы ужасов о вампирах;
- фильмы ужасов о зомби.
Фильмы ужасов начали снимать сразу же с появлением кинематографа. Правда, изначально фильмы такого плана снимались по выдающимся литературным произведениям прошлого. Огромное значение для развития кинематографа сыграл «готический» роман, а также романтическая литература 19-го века. Первые фильмы из жанра «хоррор» (с англ. — «страх», «ужас», «кошмар») касались описания загадочного мира нечистой силы либо описывали сказочных персонажей. Например, в 1896 г. Жорж Мельес снял картину «Замок дьявола», а в 1903 г. Мельес снимает фильм «В царстве фей». Нередко днем рождения такого жанра, как фильм ужасов, называют дату выхода картины Стеллана Рийе «Пражский студент» — 22 августа 1913 г. В картине рассказывается о том, как бедный студент продает своё зеркальное отражение дьяволу, чтобы разбогатеть. В итоге отражение начинает жить своей жизнью, принося всем только зло.
Особенно популярными фильмы ужасов становятся после окончания Первой мировой. Поражение Германии открывает миру немецкую кинематографическую экспрессию, мистичность. Главной темой фильмов ужасов становятся монстры, вырвавшиеся из таинственных лабораторий, а также тирания власти. О Гитлере мир тогда еще не знал, но кинематограф в какой-то мере предсказал его появление.
Популярность фильмов ужасов объясняется в то время нестабильностью мира, непонятным состоянием людей, которые не знают, где им искать опору.
Именно поэтому второй всплеск интереса к фильмам ужасов наблюдается после Второй мировой, а также с нарастанием у людей страха перед атомной угрозой. Кинематограф начинает прибегать к особенным техническим приемам, позволяющим постоянно держать зрителя в напряжении. Так, например, suspence — любимый прием великого Альфреда Хичкока. Многочисленные мании и страхи являются еще одной демонстрацией нестабильности послевоенного мира. В картинах этого периода камера двигалась за человеком, заставляя зрителя подозревать, что за героем кто-то следит. Незнание, недопонимание рождало страх.
С 50-х гг. ХХв., помимо фильмов о демонах, появляются картины о вампирах, мертвецах и пришельцах.
В настоящее время самой популярной темой является хрупкость человеческой жизни, беспомощность человека перед различного рода катастрофами.