Альфред Хичкок о принципе саспенса

Например, если рассматривать классический детектив, то там нет саспенса нет – там просто загадка для ума, не более. Все дело в том, что детектив может вызвать любопытство, которое будет полностью лишено эмоций, а вот саспенс без эмоции – это не саспенс.
Альфред Хичкок был уверен, что публику надо обязательно информировать по мере возможностей. Ведь согласитесь, если зритель будет знать, чего ему ждать, то он невольно подготовит себя к этому – это очень важно для создания саспенса.
Саспенс часто ослабляется именно за тот счет, что сюжет попросту непонятен зрителю. Например, если у актеров очень похожие, практически одинаковые костюмы, то зритель запросто может их перепутать – а виноват в этом режиссер, который это не досмотрел. А вот если место действия не точно обозначено, тогда зритель даже может чего-то и недопонять.
Так же и с решающей сценой – если она происходит не в тот момент, когда она ожидается, то ее эмоциональный эффект также резко снижается. Очень важно при этом быть предельно ясным и постоянно уточнять все детали.
Именно использование этого приема: донесение до зрителя всей как можно более подробной информации о том, что происходит присуще Хичкоку. Например, взять фильм «Человек, который слишком много знал» (год выпуска – 1956). Здесь самый напряженный момент – это ожидание самого покушения на посла – напомним, его планировали осуществить на симфоническом концерте. Сам выстрел, по-идее, должен прозвучать именно тогда, когда музыкант ударит в тарелки. Задолго до этого преступники репетировали это покушение, только под граммофонную запись той кантаты, исполняемой в нужное время в концертном зале. Сам Хичкок по поводу этой сцены покушения говорил, что все это было рассчитано на то, чтобы искренне вовлечь публику в само это действие. Тем более, что не все зрители знают, что именно такое эти вот самые тарелки – вот мы и показали не только сам предмет, но и его написание. Ведь важно было то, чтобы зритель в нужный момент узнал этот звук, чтобы он постоянно держал его в голове, ожидая услышать выстрел. Ну а чтобы точно уж направить все внимание зрителя на действие, то нужный фрагмент для этого проигрывается дважды.